Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа
/obshaya-informaciya/press-centr/news/31746/ privet

​В НАО разработают социально ориентированную модель организации воздушных перевозок

02 марта 2023|09:00 701

Ненецкий автономный округ посетил представитель Контрольного управления Президента России Валентин Летуновский. В регионе он провёл рабочую встречу с губернатором Юрием Бездудным и принял участие в совещании по развитию авиации. Главная цель рабочей поездки в округ – проверить исполнение поручений главы государства Владимира Путина по вопросам обеспечения авиасообщения в субъектах страны.

На встрече с губернатором Юрием Бездудным стороны обсудили ряд вопросов по модернизации и расширению авиационной инфраструктуры региона, речь шла в том числе о реконструкции аэропортового комплекса и взлётно-посадочной полосы в Нарьян-Маре, вхождении в федеральную программу льготного авиализинга, расширении сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, субсидировании перевозок по межрегиональным и местным линиям.

Подробнее эти вопросы обсудили на расширенном совещании. В нём приняли участие руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Нарьян-Марского объединённого авиаотряда, представители общественности.

Всё, что касается Заполярья, это в первую очередь авиация. Сегодня мы ехали с Валентином Васильевичем (Летуновским), и я ему образно рассказывал, что вертолёт для нас это и маршрутка, и грузовая газель, и санитарная машина. Фактически на авиации сегодня держится вся транспортная доступность нашего округа, и не только на вертолётах она держится, но и безусловно, на самолётах, — подчеркнул губернатор НАО Юрий Бездудный, открывая совещание.

Напомним, по поручению Президента Правительство разработало и утвердило комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году повышения уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации в том числе авиационной инфраструктуры. В первую очередь речь идёт о реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширении сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.

Мы понимаем, что есть люди, которые никогда не видели столицы России, есть люди, которые вообще никуда не летали. И эту тенденцию надо переламывать. Поэтому речь идёт о том, что сегодня нам нужно зафиксировать то состояние, что мы имеем и вместе с вами выработать, причём не с листа, не сегодня, а за месяц-полтора, решение этой задачи перспективной, чтобы мы могли положить ваши предложения в доклад главе государства, и с точки зрения формирования этой перспективной модели, обеспечить безусловное решение задач, поставленных Президентом, — обратился Валентин Летуновский к участникам совещания.

Главными темами совещания стали реконструкция (строительство новой) взлётно-посадочной полосы аэропорта Нарьян-Мара, субсидирование полётов в другие регионы и увеличение авиапарка для региональных перевозок.

Так, взлётно-посадочная полоса аэродрома «Нарьян-Мар» введена в эксплуатацию 46 лет назад, а нормативный срок эксплуатации такого типа полос составляет 25 лет. 

Кроме того, эксплуатационные характеристики взлётно-посадочной полосы не отвечают современным требованиям, установлены ограничения по максимальной взлётной массе для воздушных судов, по интенсивности самолетовылетов в сутки для воздушных судов типа Боинг-737.

Как следует из доклада руководителя Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО Анатолия Фролова, ранее планировалось осуществить реконструкцию аэропорта до конца 2024 года. Администрацией округа была проведена необходимая подготовительная работа: в казну округа принято имущество Минобороны, также на основе предпроектной документации, разработанной «ЛенАэроПроект», подготовлено обоснование стоимости реконструкции аэропортового комплекса.

Однако в настоящее время реконструкция аэропортового комплекса Нарьян-Мара перенесена на период с 2028 по 2030 год. Техническое состояние взлётно-посадочной полосы с учётом его дальнейшего эксплуатационного ухудшения может привести к тому, что уже следующим летом будет невозможен приём-выпуск воздушных судов типа Боинг-737. А именно этими бортами перевозятся до 90 тысяч пассажиров в Москву и Архангельск. Средств окружного бюджета для выполнения реконструкции взлётно-посадочной полосы недостаточно, — отметил Анатолий Фролов.

Одним из поручений перечня, составленного по итогу совещания, стало оказание содействия в рассмотрении Федеральным агентством воздушного транспорта вопросов о переносе на 2024–2026 годы сроков выполнения мероприятия по реконструкции (строительству новой) взлётно-посадочной полосы аэропорта Нарьян-Мара и выделению из федерального бюджета дополнительных ассигнований.

Что касается субсидирования полётов в другие регионы, на сегодняшний день из аэропорта «Нарьян-Мар» регулярные пассажирские рейсы выполняются в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, аэропорты Васьково и Мезень Архангельской области, Киров, Сыктывкар, Казань, Уфу, Инту и Воркуту.

Регион принимает активное участие в реализации постановления Правительства России № 1242 от 2013 года. В целях обеспечения доступности этих воздушных перевозок за счёт средств бюджета округа предоставляются субсидии авиаперевозчикам. Так, объём таких субсидий в 2023 году составляет порядка 450 млн рублей, что в 1,8 раз выше 2022 года. Однако, учитывая особую значимость воздушных пассажирских перевозок, округу необходима дополнительная поддержка, — сообщил Анатолий Фролов.

Ещё одним поручением по итогу совещания стало содействие в решении вопросов об увеличении процента софинансирования субсидий из федерального бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок из субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне, и о своевременном полном доведении финансирования на субсидирование спецтарифов до перевозчиков.

Говоря о региональном авиапарке, участники совещания сошлись в том, что необходимо разработать федеральную программу содействия в обновлении авиапарка с применением льготного лизинга.

С 1991 года в течение 25 лет парк воздушных судов не обновлялся. С 2016 года реализуется программа обновления парка. Сегодня четверть парка вертолётов – новые.

По состоянию на 1 января 2023 года за 6 новых вертолётов Нарьян-Марский авиаотряд выплатил лизинговым компаниям 1,7 млрд рублей, почти 1,4 млрд ещё предстоит выплатить до 2030 года. На 2023 год Советом директоров согласован лизинг и заключён договор ещё на 2 новых вертолёта Ми-8 МТВ-1.

Должен отметить, что федеральные программы субсидирования лизинговых компаний, финансирование санитарной авиации позволили Обществу самостоятельно брать в лизинг вертолёты под существующие объёмы перевозок. До 2030 года в соответствии со Стратегией развития Общества планируем приобрести ещё 5 вертолётов и 5 самолётов «Байкал», — рассказал генеральный директор Нарьян-Марского объединённого авиаотряда Валерий Остапчук.

По итогам совещания сформирован перечень поручений, который будет принят к исполнению. Кроме того, в течение одного месяца в регионе разработают социально ориентированную модель организации воздушных перевозок. Займутся этим Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта и Нарьян-Марский объединённый авиаотряд.

Для нас авиация – главная транспортная отрасль. У нас нет железных дорог, а автомобильная дорога только до Усинска. Вся транспортная доступность и внутри округа, и за его пределами держится на авиации. На совещании обсудили не только пути развития авиации в НАО (строительство площадок, реконструкцию аэропортового комплекса и взлётно-посадочной полосы), но и обсудили социально ориентированную модель организации воздушных перевозок. Идея простая: чтобы каждый житель округа независимо от удалённости населённого пункта, в котором он проживает, мог по доступной цене прилететь в Нарьян-Мар. Следующая составляющая – перелёт по доступной цене из Нарьян-Мара в другие города нашей страны, также по доступной цене, — резюмировал итоги совещания губернатор НАО Юрий Бездудный.