В НАО разработают социально ориентированную модель организации воздушных перевозок
Ненецкий автономный округ посетил представитель Контрольного управления Президента России Валентин Летуновский. В регионе он провёл рабочую встречу с губернатором Юрием Бездудным и принял участие в совещании по развитию авиации. Главная цель рабочей поездки в округ – проверить исполнение поручений главы государства Владимира Путина по вопросам обеспечения авиасообщения в субъектах страны.
На встрече с губернатором Юрием Бездудным стороны обсудили ряд вопросов по модернизации и расширению авиационной инфраструктуры региона, речь шла в том числе о реконструкции аэропортового комплекса и взлётно-посадочной полосы в Нарьян-Маре, вхождении в федеральную программу льготного авиализинга, расширении сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, субсидировании перевозок по межрегиональным и местным линиям.
Подробнее эти вопросы обсудили на расширенном совещании. В нём приняли участие руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Нарьян-Марского объединённого авиаотряда, представители общественности.
— Всё, что касается Заполярья, это в первую очередь авиация. Сегодня мы ехали с Валентином Васильевичем (Летуновским), и я ему образно рассказывал, что вертолёт для нас это и маршрутка, и грузовая газель, и санитарная машина. Фактически на авиации сегодня держится вся транспортная доступность нашего округа, и не только на вертолётах она держится, но и безусловно, на самолётах, — подчеркнул губернатор НАО Юрий Бездудный, открывая совещание.
Напомним, по поручению Президента Правительство разработало и утвердило комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году повышения уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации в том числе авиационной инфраструктуры. В первую очередь речь идёт о реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширении сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.
— Мы понимаем, что есть люди, которые никогда не видели столицы России, есть люди, которые вообще никуда не летали. И эту тенденцию надо переламывать. Поэтому речь идёт о том, что сегодня нам нужно зафиксировать то состояние, что мы имеем и вместе с вами выработать, причём не с листа, не сегодня, а за месяц-полтора, решение этой задачи перспективной, чтобы мы могли положить ваши предложения в доклад главе государства, и с точки зрения формирования этой перспективной модели, обеспечить безусловное решение задач, поставленных Президентом, — обратился Валентин Летуновский к участникам совещания.
Главными темами совещания стали реконструкция (строительство новой) взлётно-посадочной полосы аэропорта Нарьян-Мара, субсидирование полётов в другие регионы и увеличение авиапарка для региональных перевозок.
Так, взлётно-посадочная полоса аэродрома «Нарьян-Мар» введена в эксплуатацию 46 лет назад, а нормативный срок эксплуатации такого типа полос составляет 25 лет.
Кроме того, эксплуатационные характеристики взлётно-посадочной полосы не отвечают современным требованиям, установлены ограничения по максимальной взлётной массе для воздушных судов, по интенсивности самолетовылетов в сутки для воздушных судов типа Боинг-737.
Как следует из доклада руководителя Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО Анатолия Фролова, ранее планировалось осуществить реконструкцию аэропорта до конца 2024 года. Администрацией округа была проведена необходимая подготовительная работа: в казну округа принято имущество Минобороны, также на основе предпроектной документации, разработанной «ЛенАэроПроект», подготовлено обоснование стоимости реконструкции аэропортового комплекса.
— Однако в настоящее время реконструкция аэропортового комплекса Нарьян-Мара перенесена на период с 2028 по 2030 год. Техническое состояние взлётно-посадочной полосы с учётом его дальнейшего эксплуатационного ухудшения может привести к тому, что уже следующим летом будет невозможен приём-выпуск воздушных судов типа Боинг-737. А именно этими бортами перевозятся до 90 тысяч пассажиров в Москву и Архангельск. Средств окружного бюджета для выполнения реконструкции взлётно-посадочной полосы недостаточно, — отметил Анатолий Фролов.
Одним из поручений перечня, составленного по итогу совещания, стало оказание содействия в рассмотрении Федеральным агентством воздушного транспорта вопросов о переносе на 2024–2026 годы сроков выполнения мероприятия по реконструкции (строительству новой) взлётно-посадочной полосы аэропорта Нарьян-Мара и выделению из федерального бюджета дополнительных ассигнований.
Что касается субсидирования полётов в другие регионы, на сегодняшний день из аэропорта «Нарьян-Мар» регулярные пассажирские рейсы выполняются в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, аэропорты Васьково и Мезень Архангельской области, Киров, Сыктывкар, Казань, Уфу, Инту и Воркуту.
— Регион принимает активное участие в реализации постановления Правительства России № 1242 от 2013 года. В целях обеспечения доступности этих воздушных перевозок за счёт средств бюджета округа предоставляются субсидии авиаперевозчикам. Так, объём таких субсидий в 2023 году составляет порядка 450 млн рублей, что в 1,8 раз выше 2022 года. Однако, учитывая особую значимость воздушных пассажирских перевозок, округу необходима дополнительная поддержка, — сообщил Анатолий Фролов.
Ещё одним поручением по итогу совещания стало содействие в решении вопросов об увеличении процента софинансирования субсидий из федерального бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок из субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне, и о своевременном полном доведении финансирования на субсидирование спецтарифов до перевозчиков.
Говоря о региональном авиапарке, участники совещания сошлись в том, что необходимо разработать федеральную программу содействия в обновлении авиапарка с применением льготного лизинга.
С 1991 года в течение 25 лет парк воздушных судов не обновлялся. С 2016 года реализуется программа обновления парка. Сегодня четверть парка вертолётов – новые.
По состоянию на 1 января 2023 года за 6 новых вертолётов Нарьян-Марский авиаотряд выплатил лизинговым компаниям 1,7 млрд рублей, почти 1,4 млрд ещё предстоит выплатить до 2030 года. На 2023 год Советом директоров согласован лизинг и заключён договор ещё на 2 новых вертолёта Ми-8 МТВ-1.
— Должен отметить, что федеральные программы субсидирования лизинговых компаний, финансирование санитарной авиации позволили Обществу самостоятельно брать в лизинг вертолёты под существующие объёмы перевозок. До 2030 года в соответствии со Стратегией развития Общества планируем приобрести ещё 5 вертолётов и 5 самолётов «Байкал», — рассказал генеральный директор Нарьян-Марского объединённого авиаотряда Валерий Остапчук.
По итогам совещания сформирован перечень поручений, который будет принят к исполнению. Кроме того, в течение одного месяца в регионе разработают социально ориентированную модель организации воздушных перевозок. Займутся этим Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта и Нарьян-Марский объединённый авиаотряд.
— Для нас авиация – главная транспортная отрасль. У нас нет железных дорог, а автомобильная дорога только до Усинска. Вся транспортная доступность и внутри округа, и за его пределами держится на авиации. На совещании обсудили не только пути развития авиации в НАО (строительство площадок, реконструкцию аэропортового комплекса и взлётно-посадочной полосы), но и обсудили социально ориентированную модель организации воздушных перевозок. Идея простая: чтобы каждый житель округа независимо от удалённости населённого пункта, в котором он проживает, мог по доступной цене прилететь в Нарьян-Мар. Следующая составляющая – перелёт по доступной цене из Нарьян-Мара в другие города нашей страны, также по доступной цене, — резюмировал итоги совещания губернатор НАО Юрий Бездудный.